Советы и рекомендации

Мастер-класс для родителей:

«Играем пальчиками – развиваем речь»

(нетрадиционные игровые приемы)

Цели:

1.Формировать представления о роли развития тонкой моторики рук в коррекции речевых нарушений у детей.

2.Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

3.Обучать приемам самомассажа и гимнастики рук и пальцев.

4.Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей.

5.Формировать эмоциональный контакт педагогов и родителей.

Активизация родителей:

- Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажитесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

 

 

 

Японская пословица гласит:

«Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – я пойму!»

Именно этим  трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю» мы будем следовать сегодня.

Тема нашей встречи «Играем пальчиками – развиваем речь»

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – говорил выдающийся советский педагог В. Сухомлинский,

Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.

Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и  кроется  суть проблемы. Сейчас очень большой поток информации познавательного характера, дети по много времени проводят за компьютером, телевизором, а развитию мелкой моторики уделяется недостаточное внимание.

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Еще во 2-ом веке до нашей эры было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга. Если обратиться к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что  говорит о пользе и важности данных игр в детстве.

Наши предки наверняка о чем-то  таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий  и тонизирующий массаж.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев)и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок, со скованными движениями не умелых пальцев отстанет в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Дети с нарушением речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается  моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкенизии (содружественные движения других частей тела).

Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги  уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев, рук, стимулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторике следует проводить систематически 2 -3 раза в день по 3-5 минут, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с помощью «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры  требуют участия обеих рук, что дает ребенку ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.п.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально – приятным, неутомительным и динамичным. С большим увеличением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики – музыканты», «пальчики – фокусники», «пальчики – путешественники» и т.п.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывает у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, кисточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращение этих материалов в картинки радуют детей.

Сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные и полезные игры, которые вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти  в доме каждой хозяйки.

1. Игра «Мозаика из пробок (пуговиц)». Для этой игры  можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок (пуговицы разного цвета и размера). Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из такой мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

В таких играх  мы не только развиваем моторику, но и  закрепляем формирование сенсорного эталона-цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона-форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Игра «Шагаем в пробках» или «лыжная эстафета». Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную» эстафету. Две пробки от  пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это  – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как в ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы

. «Лыжники»

Вставить в  пробки (или в углубления больших пуговиц) указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Ног то радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе,

Кто помог мне в этом?.. (лыжи)

А если забыли  стихотворение про лыжи, тогда вспомни всем известное….Какое? Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идет…

Здорово, если ребенок будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихами.

Еще можно организовать игру с пробками – «Составь слово»

2. Пальчиковая гимнастика с прищепками

Устали пальчики от такой ходьбы? Им тоже нужно отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят ваши дети.  Для этого нам понадобятся  обычные бельевые прищепки.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Сильно кусает котенок – глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.

Но я, же играю с тобою малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

А если взять круг из картона (или тарелку) и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко какое?  – Круглое! А какого оно цвета? – желтое!  И вновь в доступной ребенку форме мы закрепляем понятие сенсорных эталонов.

А можно включить свою фантазию и из круга и прищепки можно сделать… что? Ежика! Ромашку! И т.п. (предложить родителям сделать ежика, елочку и т.д.)

3. Игры с крупами. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь нужно помнить  о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот, поэтому лучше всего использовать фасоль и более крупные  крупы.

Итак, давайте немного поиграем! (предложить поиграть в игру «Золушка», «Выложи из фасоли»

В домашних условиях вы также можете организовать игры с крупами.

Игра «Песочница» на кухне. Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

«Месим тесто» В глубокую емкость насыпаем фасоль и запускаем в нее руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут, будут из печи

Булочки и калачи.

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребенку можно предложить отделить маленькое от большого – опять таки решаем задачи сенсорики.

Я уже говорила, что сенсорное развитие и развитие мелкой  моторики  в таких играх, неразрывно связаны друг с другом.

Предложите ребенку, а сейчас попробуем сами, выполнить  вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным … получается?, а деткам это выполнить очень трудно! Ну,  а если вы дома будете устраивать такие тренировки, то мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее.

Я месила тоже тесто, где сюрприз мой интересно?!

А если  в конце  игры ребенок откопает  «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!

 

4.Самомассаж кистей и пальцев рук с помощью зубной щетки

Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.

Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно отпуская к его  основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими   пальчики-удальчики.

5. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ёжиками

Этот мячик не простой, весь колючий, вот такой,

Меж ладошками кладем, им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаю, свои ручки развиваю,

Можно мяч катать по кругу, перекидывать друг другу

Раз, два.три, четыре, пять,

Нам пора и отдыхать.

Мячик мой не отдыхает,  На лошадке он гуляет.

Взад-вперёд его качу,  Вправо-влево – как хочу.

Сверху-левой, снизу-правой,    Я его катаю, браво.

6.Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Пропускать карандаш между двумя-тремя пальцами, удерживая его  в определенном положении в правой и левой руке.

7. Массаж шишками

Шишку я в руках катаю, между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик быть послушным научу

8. Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха, между пальцами катать.

Это в школе мне поможет, буквы ровные писать.

9. Массаж «бусами, (четками)». Перебирание « четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.     Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).

Дома я одна скучала, Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю.

10.«Узелки» – перебирать  веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.

11.«Фокусник» собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочек полиэтилена торчать из кулачка не должны).

12. «Волшебные превращения веревочки» из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать  цветы, животных. Рисовать – можно не только веревочками, но и  пуговицами, камешками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Тренируйте пальчики!

Станет рука сильной,

Головушка умной,

а речь красивой.

Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем вы можете занять Ваш досуг с ребенком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими детьми, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы.  Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.  Побуждайте ребенка к игре,  участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

Итог практикума

В ходе дискуссии с родителями выясняется,  что использование пальчиковых игр помогают решить ряд задач

1.Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:

  • Развивают мелкую моторику рук;
  • подготавливают руку к письму;
  • Предотвращают появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
  • Стимулируют речевое развитие;
  • Улучшают произношение и обогащают лексику;
  • Повышает работоспособность головного мозга;
  • Стимулируют фантазию, творческие способности;
  • Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве.
  • Оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.

Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!  Уважаемые родители, если хотя бы раз в день  вы будете выполнять данные упражнения, то будет развиваться мелкая моторика рук, нервная система ваших детей станет спокойной, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов, берегите их! Здоровья Вам и Вашим детям!

2. Необходимость использования пальчиковой игры-тренинга не только в детском саду, но и дома.

Необходимо помнить 3 важных правила:

  1. Пальцы левой  и правой руки следует нагружать равномерно;
  2. После каждого упражнения следует расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
  3. Поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться как в ДОУ, так и дома в повседневной жизни.

В детском саду  родители могут получить:

- варианты самомассажа кистей и пальцев рук;

- формы работы для развития мелкой моторики рук;

- разнообразный нетрадиционный материал для самомассажа рук (поглаживания, растирания, разминания тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук):

«шалуны» воздушные шары с наполнителем (песок, мука, соль, камушки); перчатки с нашитыми пуговицами, резиновые эспандеры, мячики с шипами, резинки для волос, карандаши шестигранные, орехи грецкие, мочалки, зубные щетки

 

 

Скоро в школу

Развивающие игры для Ваших детей

«Составление геометрических фигур»

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук) или спички.

Задания:

  1. Составить квадрат и треугольник маленького размера
  2. Составить маленький и большой квадраты
  3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
  4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. прямоугольники и четырёхугольники.

«Подбор объектов к действию».

Цель: согласовывать действия с предметами.

Оборудование: мяч или фишки.

Содержание: Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

«Подбор прилагательных»

Цели: Обогащение речи словами, обозначающими признаки предмета.

Оборудование: Мяч или фишки.

Содержание: Ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

«Скажи наоборот»

Цель: закрепить знания о словах-антонимах.

Оборудование: мяч

Содержание: В данной игре дети учатся выделять противоположности. Воспитатель называет какое-либо свойство, а ребенок говорит противоположное по значению. Например, «длинный – короткий», «горячий – холодный» и т.д. Если ребенок затрудняется, то можно помочь: «Дорога широкая, а тропинка – …(узкая)».

Готовим руку к письму.

Немаловажную роль в подготовке ребёнка к школе играет постановка руки к письму. Для развития графических навыков можно использовать работу с альбомами-раскрасками, копирование графических изображений, упражнения в обводке, штриховке шаблонов овощей и фруктов. Предлагаем Вам нехитрые приёмы, которые будут полезны в этом. Многие дети неправильно держат карандаш или ручку. Воспользуйтесь способом метки: поставьте кружки на точки соприкосновения руки с ручкой. У вас получится три метки: одна – на ручке, другая – на подушечке указательного пальца, третья – на боковой поверхности среднего, куда ложится ручка. Предложите обвести карандашом небольшое лекало или несложную плоскую форму, заштриховать полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискосок). Перед началом работы покажите образец штриховки. Попросите раскрасить рисунок карандашами, аккуратно, не выходя за контуры.

Завязывание, развязывание узелков и бантиков, работа с бельевой верёвкой, шнурками. Девочки могут заплетать косы своим куклам. По мере освоения упражнения давайте всё более тонкую верёвку. Не стоит забывать и о таких приёмах, как вырезание фигуры ножницами по контуру, изготовление мелких поделок из бумаги; работа с мелким конструктором.

И ещё: поощряйте даже малейшие успехи ребёнка, оценивайте усилия, а не соответствие стандарту. Ни в коем случае не заставляйте перерисовывать набело – будет получаться всё хуже и хуже. Не торопите ребёнка переходить к написанию букв, вполне достаточно рисования простейших графических линий. Занятия не должны занимать более 10-15 минут. Предлагая такие упражнения в игровой занимательной форме, вы поможете ребёнку освоить сложную науку овладения письмом.

 

О времени и о часах

Высоко-высоко в горах, в гнезде, которое нахо­дилось на вершине неприступной скалы, жили четыре прекрасных лебедя.
Они были сыно­вьями Солнца.
А звали их Утро, День, Вечер и Ночь.

Скачать…


Готов ли Ваш ребенок к школе?

 

Памятка для родителей.

Скачать…