Здоровье наших детей

28 октября 2015 года прошел очередной семинар для педагогов ДОУ «Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста через использование здоровье сберегающих технологий»

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.

Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.

Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.

Наша основная задача привить ребёнку необходимость быть здоровым – значит активным, дееспособным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь.

Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании.

Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Здоровье сберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровье сберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • технологии обучения ЗОЖ;
  • коррекционные технологии.

Технологии сохранения  и стимулирования здоровья:

  • ? Ритмопластика проводится 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка.  Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.
  • ? Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
  • ? Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
  • ? Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.  С этой целью используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей  определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов),   звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
  • ? Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
  • ? Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения  используется наглядный материал, показ педагога.
  • ? Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
  • ? Бодрящая  гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Дорожка прекрасно массажирует ступни, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Здоровье сберегающие образовательные технологии в  группе – это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья воспитанников. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая  порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,   но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • ? Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением или под счет. Музыка или счет  сопровождают каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
  • ? Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии программой, по которой работает ДОУ  (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
  • ? Серия занятий по валеологии. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
  • ? Самомассаж. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает  кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж – это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний.  Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрыва­ющие массажные движения, их простота, до­ступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время спо­собствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздейст­вия, а это гарантия успеха реабилитацион­ной, коррекционной и развивающей работы.
  • ? Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»).  При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более  раскованно,  чем на физкультурном занятии, и это  позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются  те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели.  Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.
  • ? На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

 

Коррекционные технологии:

  • ? Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она  влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использование в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко используется музыка для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изо деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.)

 

  • ? Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Чаще используются авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого можно использовать кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы -  основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
  • Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к  здоровому образу жизни.

В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей необходимо использовать различные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, тематические выставки, библиотека здоровья, оформить информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», проводить консультации, родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты, досуги и т.д.

 

 

 

В рамках работы клуба «Здоровячок»  родителям коррекционной группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата были показано игровое занятие по профилактике плоскостопия и нарушений осанки инструктором по физвоспитанию Лапиной М.М.

 

23 апреля в нашем саду состоялся семинар для заведующих  г.Кумертау на тему: «Проектирование коррекционно-оздоровительного процесса в ДОУ». Участников семинара приветствовали  дети  с музыкальной композицией «Витаминная история» и был представлен видеофильм «Здоровье – это…» с участием детей.

В ходе практической части заведующие ознакомились с опытом работы по оздоровлению детей. Были просмотрены открытые мероприятия:

«Пчела – труженица» – проводила воспитатель Никитина Инна Сергеевна. Цель – расширение знаний детей о жизни пчел и полезных свойств меда.

«Лесной переполох» – проводила инструктор по физической культуре Лапина Марина Михайловна. Цель – коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление детей средствами адаптивной физической культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Олимпийские надежды» – проводила инструктор по физической культуре Ефимова Елена Андреевна. Цель – формирование интереса и любви к спорту, ценностям ЗОЖ в процессе обучения детей плаванию.

В теоретической части заведующий Тодорова Г.А. представила вниманию слушателей выступление по теме семинара.

 

 

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы. (Карлейль Т.)

Охрана жизни и здоровья детей – одна из самых главных задач, которые стоят перед дошкольными учреждениями. В нашем детском саду вопросу укрепления здоровья детей уделяется большое внимание. У нас созданы все условия, чтобы наши детки росли здоровыми и крепкими.

Инструктор по физвоспитанию, Лапина Марина Михайловна, показала открытое интегрированное занятие, которое совместило в себе и физическую культуру детей и их познание о человеческом организме и, сердце, в частности.

Учитель-логопед , Аминова Наталья Викторовна, познакомила воспитателей с методикой проведения логоритмических упражнений, которые помогают в развитии речи  и моторики детей.

Инструктор по плаванию, Ефимова Елена Андреевна, учит детей не бояться воды и плавать различными способами.

Ежедневное проведение утренней гимнастики, точечного массажа и закаливающих процедур помогают также нашим детям укреплять свое здоровье.

Для организации контроля и обогощения знаний воспитателей в ДОУ был проведен педагогический совет на тему «Формирование физической культуры детей в детском саду и семье». Педагоги поделились опытом по данному вопросу, обсудили вопросы дальнейшей работы по проблеме укрепления здоровья детей и повышение уровня физической культуры среди родителей.